ЯЗЫКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В конце 1980-х годов Министерством образования республики принят ряд мер по улучшению изучения родного языка: введено изучение тувинского языка и литературы в 10-11 классах, увеличилось количество часов на изучение тувинского языка. Например, в 1989/1990 учебном году тувинским школам было рекомендовано 8 вариантов учебного плана, в трех вариантах было увеличено время на изучение родного языка, а в учебном плане с углубленным изучением тувинского языка время на это было увеличено почти в два раза. Началось изучение тувинского языка в школах с обучением на русском языке и в отдельных детских садах. В основных направлениях реформы школы предусматривалось принятие дополнительных мер по улучшению условий для изучения, наряду с родным языком, русского языка.
В 60-70-е годы некоторые объективные и субъективные факторы привели к ухудшению изучения русского языка в тувинских школах. В начале 60-х годов в тувинских начальных классах было сокращено число учителей русского языка, и часы русского языка ввели в общую нагрузку учителю начальной школы. До этого учитель начальных тувинских классов мог не вести преподавание русского языка и получать заработную плату как полную ставку. Затем положение изменилось: те учителя начальной школы, кто не вел уроков русского языка, стали получать мизерную зарплату. Материальная заинтересованность заставила почти всех учителей тувинских начальных школ вести часы русского языка независимо от его фактического знания. К сожалению, в то время среди учителей начальных школ было мало владеющих русским, поэтому качество знания языка учащимися ухудшилось. С начала 60-х годов, особенно в сельской местности, русскоязычных учителей стали заменять выпускниками Кызылского пединститута. Это повлияло на качество знаний русского языка учащимися. Постепенно на селе появились школы, учительские коллективы с однородным национальным составом, уменьшилась возможность общения учащимися на русском языке во внеурочное время.