ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В последние годы предложение образовательных услуг в республике превышает спрос на них. Так, в Туве с населением всего лишь чуть более 300 тысяч человек действует девять иногородних филиалов вузов. Из них шесть готовят юристов с высшим образованием. Отмечая этот факт, стоит подчеркнуть и другой: спрос на образование развивается в процессе развития самого образования . Такова особенность образовательных услуг. Что же касается становления новой системы образования, то в своем развитии она, безусловно, должна ориентироваться на спрос рынка труда, который, в конечном счете, и определяет необходимое число учебных заведений в республике, номенклатуру специальностей, специализацию обучаемых, содержание программ подготовки. В связи со сказанным необходимость формирования системы изучения и учета кадровых потребностей предприятий Тувы и рынка учебных услуг очевидна. Постановка такой системы позволит учащемуся самостоятельно выбирать нужное для него образование и на этой базе - нужную профессиональную подготовку.
В Туве представлены два варианта развития профессионального образования. Первый - учебные заведения финансируются из федерального бюджета и второй - из республиканского (местного). В условиях нынешних трудностей с формированием бюджета опасность ликвидации некоторых учебных заведений, выпускники которых в данный момент не востребованы рынком труда, становится вполне реальной. Нельзя не видеть и того, что в результате приватизации и реорганизации народнохозяйственных предприятий оказались нарушенными связи между работодателями и учебными заведениями. Низкой остается мобильность рабочей силы, а студентов нередко готовят по невостребованным специальностям, например, ПГС, агрономия и зоотехния, бухгалтерский учет, дорожное хозяйство и др. Наряду с этим усиливается текучесть педагогических кадров, отсталая же материально-техническая база и плохое финансирование провоцируют в учебных заведениях все более заметную коррупцию.