Случайная статья
obr6.jpg

Одной из ключевых задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы было коренное улучшение постановки трудового воспитания, обучения и пр...

Вход в систему
Главная

ОБРАЗОВАНИЕ В ТУВЕ

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

obr1.jpg

В последние годы предложение образовательных услуг в республике превышает спрос на них. Так, в Туве с населением всего лишь чуть более 300 тысяч человек действует девять иногородних филиалов вузов. Из них шесть готовят юристов с высшим образованием. Отмечая этот факт, стоит подчеркнуть и другой: спрос на образование развивается в процессе развития самого образования . Такова особенность образовательных услуг. Что же касается становления новой системы образования, то в своем развитии она, безусловно, должна ориентироваться на спрос рынка труда, который, в конечном счете, и определяет необходимое число учебных заведений в республике, номенклатуру специальностей, специализацию обучаемых, содержание программ подготовки. В связи со сказанным необходимость формирования системы изучения и учета кадровых потребностей предприятий Тувы и рынка учебных услуг очевидна.

НАЧАЛОСЬ ВСЕ С ПИСЬМЕННОСТИ

obr2.jpg

Как известно, до создания тувинской письменности в ТНР практически не было школьной сети. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1928 году в Туве функционировало всего три школы с контингентом в 70 учащихся. Большую роль в подъеме народного образования в Туве сыграл VIII съезд Тувинской народно-революционной партии, состоявшийся в октябре 1929 года. После обсуждения доклада о культурном строительстве съезд обратился к Советскому правительству с просьбой оказать помощь в создании тувинской письменности. Только после введения тувинской национальной письменности (28 июня 1930 года) началось развитие сети школ и других образовательных учреждений. Охват детей обучением зависел, в первую очередь, от строительства школьных зданий и подготовки педагогических кадров.

ПОСЛЕВОЕНННОЕ РАЗВИТИЕ

obr3.jpg

Большое значение по широкому охвату обучением детей аратов, впоследствии - детей животноводов и чабанов, имели интернаты при школах. Решение о принятии детей аратов, обучающихся в школах, на полное государственное обеспечение было принято в октябре 1945 года Советом Народных Комиссаров СССР. Сеть пришкольных интернатов за короткий срок значительно расширилась. Так, в 1947 году функционировали 77 пришкольных интернатов, в которых находились на государственном обеспечении более семи тысяч детей аратов. Педагогические коллективы школ Тувы ежегодно пополнялись выпускниками педагогических и учительских институтов страны. В 1948 году было принято распоряжение Правительства СССР о повышении заработной платы учителям школ Тувы на 20% по сравнению с общесоюзными ставками. Учебники для тувинских школ издавались в Москве, к середине столетия учащиеся семилетних школ были обеспечены всеми учебниками на родном языке.

ПЕРЕХОД К ВСЕОБЩЕМУ СРЕДНЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

obr4.jpg

Как известно, после принятия новой Конституции СССР в октябре 1977 года всеобщее среднее образование молодежи стало обязательным. В марте 1978 года Министерство просвещения доложило II съезду учителей Тувы, что в республике в основном завершен переход ко всеобщему обязательному среднему образованию молодежи. Так, в 1977 году в республике своевременно окончили 8 классов 86,6% учащихся от состава поступивших в первый класс восемь лет назад, что на 8,1% больше по сравнению с 1975 годом; получили среднее образование 82,6% молодежи из числа поступивших учиться в школы десять-двенадцать лет назад, в 1975 году этот показатель был равен 77,2%. В 1977/1978 учебном году 93,1% выпускников 8-х классов продолжали обучение в средних учебных заведениях всех типов, в том числе в общеобразовательных школах. Повысилась успеваемость учащихся, в 1977 году она составила по республике 98,3%.

ЯЗЫКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

obr5.jpg

В конце 1980-х годов Министерством образования республики принят ряд мер по улучшению изучения родного языка: введено изучение тувинского языка и литературы в 10-11 классах, увеличилось количество часов на изучение тувинского языка. Например, в 1989/1990 учебном году тувинским школам было рекомендовано 8 вариантов учебного плана, в трех вариантах было увеличено время на изучение родного языка, а в учебном плане с углубленным изучением тувинского языка время на это было увеличено почти в два раза. Началось изучение тувинского языка в школах с обучением на русском языке и в отдельных детских садах. В основных направлениях реформы школы предусматривалось принятие дополнительных мер по улучшению условий для изучения, наряду с родным языком, русского языка.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОРИЕНТАЦИЯ

obr6.jpg

Одной из ключевых задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы было коренное улучшение постановки трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательной школе. К окончанию средней школы учащиеся должны были овладеть определенной профессией и сдать квалификационные экзамены. При этом важно было включить в воспитательный процесс силу производительного труда. Усилилось внимание к практической направленности трудового обучения. Теперь по-новому строились отношения между школой и производством, они были закреплены законодательно. Базовые предприятия несли равную со школой ответственность за трудовое обучение и воспитание, все школы были закреплены за базовыми предприятиями. С 1987/1988 учебного года с 7 класса во всех школах республики был введен новый курс "Основы производства. Выбор профессии", увеличено число часов по трудовому обучению. Все учащиеся 9 - 10 классов были охвачены производственным обучением.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП

obr7.jpg

В конце 80-х годов реформа школы стала буксовать, отдельные ее положения оказались непродуманными. Не оправдалось обучение детей в школе с 6-летнего возраста, намеченные меры по активизации деятельности трудовых коллективов, базовых предприятий в обучении и трудовом воспитании учащихся школ и ПТУ не получили дальнейшего развития. Школа слабо выполняла свои основные социальные функции по обеспечению развития и реализации способностей учащихся, их социализации, приобщению к культуре и профессиональному самоопределению. В создавшихся условиях нужны были кардинальные меры по дальнейшему развитию тувинской национальной школы. В целях обновления деятельности учебно-воспитательных учреждений, укрепления их материальной базы, социальной защищенности их в рыночных условиях постановлением Совета Министров Тувинской АССР за N 245 от 25 июля 1991 года были приняты "Основные направления развития народного образования Тувинской АССР на 1991 - 2000 годы".

Учебные заведения Тувы
univ1.jpg

На сегодняшний день Тувинский госуниверситет занимает лидирующее положение в системе высшего образования Тувинской Республики. Данное учебное заведение является единственным государс...

univ2.jpg

Многоуровневая система подготовки специалистов в Тувинском государственном университете, включающая базовое довузовское, среднее специальное, высшее и дополнительное профессиональное...

univ3.jpg

Переход к рыночным отношениям привел к переоценке многих ценностей, в том числе и в сфере народного образования. Структурная перестройка всего хозяйственного комплекса страны потребо...

univ4.jpg

Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров Правительства Республики Тува был создан по решению Правительства республики. Сформулированная Прези...