О РЕСПУБЛИКЕ ТУВА
ИМЕНИТЫЕ ПИСАТЕЛИ ТУВЫ
На сегодняшний день в Туве более трех десятков членов Союза писателей России. С 50-х годов многие ученые и писатели получают образование в Тувинском Государственном университете. Сегодня этот вуз стал прочной базой подготовки не только своих кадров, но и филологов-тувинцев из Монголии. Из них выходят и литераторы. В результате этого за последние 10 лет расширился круг авторов, пишущих на тувинском языке. Самые звучные имена: поэт, доктор филологических наук из Баян-Улгийского аймака Монголии И. Золбаяр, широко известный в Европе писатель Ч. Галсан, фольклорист из Улан-Батора Д. Балжинням и многие другие. Был разработан проект "Молодой писатель XXI века", который одной из важнейших задач ставит создание молодыми авторами новых высокохудожественных произведений, отвечающих духовным запросам современных читателей.
НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ
Тувинская республика - многонациональная республика, где проживает более 90 национальностей, каждая из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Из них титульная нация составляет более 80 %, русские - свыше 19 %, хакасы, украинцы, татары, буряты и представители других национальностей - менее 1 %. Как видно, большинство населения составляют тувинцы и русские. Население, в основном, сельское, хотя за последнее время наблюдается тенденция к урбанизации населения. Доля тувинского и русскоязычного населения, по данным последней переписи, большая. Это учитывалось и будет учитываться руководством республики при проведении национальной политики.
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
В ХХ столетии численность коренного тувинского населения возросла в четыре раза, русскоязычного - восемь раз. Рост численности русскоязычного населения усилился после вступления Тувы в состав бывшего СССР в связи с интенсивным развитием экономики и культуры новой автономии. Решающее влияние на рост численности тувинцев оказали внешние и внутренние факторы, способствующие консолидации тувинского этноса и сохранению целостности его государственности, нахождение Тувы с 1914 года под протекторатом России, осуществление самоопределения и образование в 1921 году первого в истории тувинского народа самостоятельного государства - ТНР, а затем и в 1944 году добровольное вхождение ее в состав РСФСР и СССР.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Специфической особенностью этнополитической ситуации в Туве является то, что тувинский этнос, давший название республике, составляет большинство населения, хотя по российской и мировой классификации он относится к группе малочисленных народов. Отсюда его двойное положение. С одной стороны, тувинская нация, как преобладающая по численности, более внимательно и заботливо должна относиться к проблемам и судьбам других народов, проживающих в республике. С другой стороны, тувинцы как малочисленный народ, и Тува, как экономически депрессивный субъект России, имеет право на инициативу и заинтересованность в постановке и решении проблем социально-экономического, культурного и языкового развития, духовного возрождения коренного населения. Но это вовсе не означает, что вопросы развития представителей других народов отходят на второй план.
ПРИРОДНЫЙ МИР ТУВЫ
Республика Тува - одна из немногих территорий мира, где природа еще сохранилась в сравнительной чистоте и многообразии. Ученые называют Туву огромной селекционной лабораторией для огромного количества видов фауны и флоры. Исследователи приходят к выводу, что доля местных видов в республике значительно превышает те, которые появились в результате селекции или естественной миграции животных, птиц. Более того, собственные внутривидовые процессы активно продолжаются. Природа в регионе продолжает жить по своим законам, а это говорит о многом, поскольку никакой вид не может существовать без ландшафта. Вопросы ландшафтного разнообразия организованы матрицей сохранившейся и уже утраченной флоры и фауны. Следы предыдущих поколений независимо от того, оставлены они были животными или растениями, когда-либо произраставшими на территории, помогают жить и выживать сегодняшнему поколению флоры и фауны.
ГОРА ХАЙЫРАКАН
Есть на территории республики и вовсе уникальные уголки, например гора Хайыракан в Улуг-Хемском районе. Здесь наблюдается необычайное разнообразие флоры, фауны и почв. Ботаники на горе нашли семь видов растений, которые занесены в Красную книгу, все они являются эндемиками Тувы, а два вида - эндемиками этой горы! В Европе такие территории становятся объектами природного и культурного наследия. Священная гора Хайыракан, воспетая в песнях и легендах, тоже имеет перспективу войти в книгу редких ландшафтов Тувы и получить статус особо охраняемой территории. Тувинские бобры являются единственными млекопитающими "из местных", которые занесены в федеральную Красную книгу. Основное место пребывания аборигенных бобров - Тоджа, где сохранилось несколько десятков семей. Несмотря на то, что в пятидесятые годы были предприняты попытки ассимилировать здесь белорусских бобров, гибридизация аборигенных животных, к счастью, не произошла.
ТОДЖИНСКИЕ ВИДЫ
Основными хозяевами тоджинских и некоторых других речек Тувы по-прежнему являются аборигены. А на речке Тес-Хем, где бобры обитают на территории почти в пятьдесят километров, сформировался новый подвид тувинских бобров, которые вначале не умели... строить плотины. Но во время недавнего посещения участка, ученые обнаружили уже целый каскад добротно построенных плотин. На Убсу-Нуре были обнаружены вообще новые виды бобров не только для Тувы, но и для России. Однако все чаще звучат и тревожные новости - сумев преодолеть хребты западных Саян (более двух тысяч метров над уровнем моря), в бассейне Хемчика появились мигранты из Хакасии. Сейчас хвостатые пришельцы из соседних регионов особенно часто встречаются в трех районах республики, и это обстоятельство ученых тревожит. Пришла пора охоты на бобров - это позволит сохранить популяцию аборигенов и поддержать пушную отрасль. Чужое вторжение уже дает о себе знать, но республика еще имеет нетронутые природные запасы леса, чистой воды ...
РАЗВИТИЕ ПОЭЗИИ И ЛИТЕРАТУРЫ В ТУВЕ
Время бурного расцвета жанров поэзии и прозы в литературе можно отнести к 70 - 80-м годам прошлого столетия. В то время литература имела большое влияние на мировоззрение читателя, и хорошее произведение не оставалось вне поля зрения сотен тысяч жителей республики. В то время молодые тувинские поэты перенимали опыт старших собратьев, лучшие традиции тувинской литературы. Иногда - по наивности - были слишком категоричны и самонадеянны. Они стремительно вторгались в тайны метафоры, и каждый находил новую символику, новые образы в неисчерпаемых кладовых народного, русского классического, восточного опыта поэзии.